Экологичные натяжные потолки – это красиво, функционально и безопасно для вашего дома.
Мы работаем без выходных.

Микеланджело потолок сикстинской капеллы


Правда ли, что Микеланджело оставил секретные сообщения на потолке Сикстинской капеллы?

Потолок Сикстинской капеллы поражает воображение посетителей уже больше пятисот лет. Ежегодно великое произведение искусства привлекает миллионы туристов и занимает особое место не только в мировом искусстве, но и в христианстве.

История фресок

Микеланджело Буонарроти начал этот грандиозный проект в 33 года, в 1508 году. Капелла была открыта публике в 1512 году. Потолок дался ему с трудом и, по словам самого Микеланджело, никаких денег не хватило бы, чтобы оплатить его адские муки и жертвы, на которые он вынужден был пойти.

Он писал все фрески стоя, а не лежа на спине, как полагают многие. Поднятые вверх в течение многих часов подряд руки и голова приводили к ужасным головным болям и мышечным спазмам.

Распространение грибка по потолку привело к тому, что первый слой фресок пришлось полностью снимать. После того как потолок снова высох, Микеланджело самостоятельно готовил и наносил грунт, чтобы избежать повторного распространения грибка.

Главный архитектор Ватикана Донато Браманте не очень любил Микеланджело (вероятно потому, что покровительствовал Рафаэлю) и не старался обеспечить его комфортом, поэтому Микеланджело пришлось самому проектировать себе леса, на которых удобно было работать над росписью высоких потолков капеллы.

Кроме того, Микеланджело не считал себя художником, поскольку он уже был известным на тот момент скульптором, работы которого (Давид и Пиета) поражали красотой и реализмом. По требованию Папы Юлия II ему пришлось взяться за роспись капеллы, однако художник настоял на том, чтобы оставить за собой право выбора сюжетов.

Результат работы

В итоге Микеланджело — начинающему художнику — удалось создать одно из величайших произведений мирового искусства, которое по сей день интригует и восхищает всех ценителей прекрасного.

Несмотря на адские условия и невероятный объем работы (больше тысячи квадратных метров), Микеланджело изобразил девять сцен из Ветхого Завета, включающие больше трехсот человеческих фигур, изображенных в реальном размере. Эти изображения и невероятно точная анатомия вдохновляли целые поколения художников и ученых. Фреска «Создание Адама», на которой пальцы Бога и Адама почти соприкасаются, является одним из самых узнаваемых и копируемых произведений искусства в истории человечества.

Скрытые символы

Хоть в 1508 году на дворе и был расцвет высокого Ренессанса, церковь все же отличалась крайней строгостью, не любила и всячески пресекала попытки великих умов распространить слишком прогрессивные идеи.

Именно поэтому предположения о том, что одному из величайших художников истории удалось скрыть тайные символы в своей самой известной работе, являются сами по себе захватывающими и интригующими.

Не все символы, однако, были такими уж тайными. Например, в благодарность за то, что папа Юлий II позволил Микеланджело изменить сюжеты фресок, художник изобразил на многих из них желуди.

В чем смысл? Дело в том, что фамилия папы была Ровере, в переводе с итальянского — дуб.

Символика иудаизма

Желуди были не единственной частью скрытой символики, которую Микеланджело включил в свою работу.

В изображении грехопадения и изгнания из Рая, в райском саду нет печально известной яблони. На ее месте стоит фиговое дерево — традиционный элемент иудейской религии, а не христианства.

На самом деле во многих сценах из Ветхого Завета Микеланджело активно использует иудейскую символику. По мнению историков и искусствоведов, художник таким образом пытался послать церкви своего рода сообщение о том, что христианство слишком далеко ушло от своих иудейских корней.

Изображение Бога

Однако Микеланджело сам сильно отошел от иудаизма в тот момент, когда решился изобразить Бога.

Христианство является единственной авраамической религией, которая позволяет людям создавать образ Бога. До Микеланджело в западном искусстве Бог изображался либо как рука, либо как источник света, но не принимал четкой физической формы.

Микеланджело пошел против принятых устоев и изобразил Бога в человеческом обличии. Именно этот взрослый бородатый мужчина и стал типичным образом Бога для всего христианского мира.

Бог есть разум

Внимательно присмотритесь к фреске «Создание Адама», а именно к изображению Бога и окружающих его ангелов. В 1990 году врач Фрэнк Линн Мешбергер обнаружил, что в образе Бога и его свиты скрыто изображение человеческого мозга. По мнению искусствоведов, это говорит о том, что Бог подарил Адаму не только жизнь, но и разум.

Изображение Бога и свиты настолько сложное, что не только его очертания по форме напоминают мозг, но и отдельные элементы фрески (например, нога ангела) почти точно повторяют очертания отделов мозга (гипофиз).

Еще один мозг

Исследование фресок, проведенное в 2010 году, обнаружило еще одно изображение мозга, на этот раз скрытое во фреске «Отделение Света от Тьмы». Под высоко поднятым подбородком Бога, на его шее, четко прослеживается часть человеческого мозга, а именно ствол, часть височной доли и продолговатый мозг.

Это исследование было опубликовано в журнале Neurosurgery и проводилось медицинским иллюстратором Иэном Суком и нейрохирургом Рафаэлем Тамарго.

По их словам, Микеланджело, который с 15 лет активно изучал анатомию на трупах, не мог случайно изобразить такую сложную конструкцию на шее Бога – части тела, которая обычно является гладкой.

Женское начало

Бразильское исследование, изданное в журнале Clinical Anatomy в 2016 году, обнаружило, что в дополнение к мозгу художник изобразил и другие внутренние органы.

Не обошлось и без женского начала. По словам исследователей, череп барана, который восемь раз изображен на потолке Сикстинской капеллы, очень похож на женские репродуктивные органы.

Кроме того, на фресках несколько раз встречаются треугольные формы, изображенные острием вниз, что издавна символизирует «священное женское начало». Это было популярным мотивом в классическом греко-римском искусстве. Однако подобное отношение угрожало патриархату католической церкви.

Нетипично для всего западного искусства того времени то, что во многих сценах, изображенных на потолке капеллы, женщинам отведена центральная роль. Учитывая то, что потолок изображает исключительно сцены из Ветхого Завета, где не было девы Марии с младенцем, такое внимание к женщинам действительно неожиданно.

Сегодня можно только гадать, являлись ли скрытые символы попыткой обвести церковь вокруг пальца, напомнить ей о корнях или отдать поклон науке, разуму и женскому началу. А может, у этих символов совсем иные значения, или никаких символов и вовсе нет? А может, есть еще немало скрытых посланий, которые никто еще не разглядел?

fb.ru

Сикстинская капелла - жемчужина Ватикана

Последние изменения: Август 12, 2018

 Апостольском дворце, являющимся официальной резиденцией Папы, находится одна из величайших художественных и культурных ценностей Ватикана – часовня Успения Пресвятой Девы Марии. Более известная как Сикстинская капелла, часовня прославилась, прежде всего, фресками, украшающими ее интерьер и потолок. Их росписью занималась целая плеяда знаменитых художников эпохи Возрождения – Сандро Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и, конечно же, Микеланджело Буонарроти. Шедевры, которые более пятисот лет изумляют многие поколения, можно увидеть и сегодня, посетив Музеи Ватикана.

Возможно Вас заинтересует:

 Сикстинская капелла названа так в честь папы Сикста IV делла Ровере (1471-1484). Он решил построить новое здание на месте, где раньше находилась часовня папы Николая V постройки 1368 года, и известная как капелла Магна. В то время старая часовня использовалась для общественных собраний членов папского двора и уже с трудом вмещала в своих стенах более 200 человек – кардиналов, представителей религиозных орденов и важных семей, большого числа мирян и служащих.

Папа Сикст IV

Кроме того, из-за напряженных отношений между Папой и семейством Медичи – в те времена правителями Флоренции – новое здание задумывалось еще как небольшая крепость в качестве оборонительной структуры.

Здание Сикстинской капеллы

Проект, разработанный архитектором Baccio Pontelli, предусматривал использование фундамента предыдущего здания и трети высоты существующих средневековых стен. По мнению некоторых исследователей, размеры зала Сикстинской капеллы (40,23 метра в длину, 13,4 метра в ширину и 20,7 м в высоту) были скопированы с большого храма Соломона в Иерусалиме, который был разрушен римлянами в 70 г.н.э.

Храм Соломона в Иерусалиме. Реконструкция

Строительство капеллы, начатое в 1475 году, провозглашенного Сикстом IV Юбилейным, было практически завершено к весне 1481 года. Потолок часовни оформил итальянский художник Пирматтео Лауро ди Амелио (1445 – 1503), украсив его золотыми звездами на синем фоне.

Потолок часовни художника Пирматтео Лауро ди Амелио. Гравюра XIX в.

Для росписи стен помещения Папа вызывал из Флоренции самых знаменитых художников – Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли, Синьорелли, а также мастеров из Умбрии – Пьетро Перуджино и Пинтуриккио. Живописцы украсили боковые стены Сикстинской капеллы фресками, сюжеты которых были взяты из библейской истории и освещали некоторые эпизоды из жизни Моисея и Иисуса Христа.

Где остановиться рядом с ВатиканомИзготовленные скульпторами Mino da Fiesoli, Andrea Brego и Giovanni Dalmata изысканные мраморные балюстрады, увенчанные канделябрами, первоначально разделяли всю площадь часовни на две равные части. Пространство в пределах святилища возле алтаря было предназначено для членов папского двора, а остальная часть помещения отводилась для паломников и верующих мирян. В конце XVI века балюстрада была несколько отодвинута назад, чтобы расширить площадку для священнослужителей.

Балюстрада Сикстинской капеллы

15 августа 1483 года, в праздник Успения Святой Богородицы, Сикстинская капелла была освящена Папой. В ней, как и в прежней часовне, проводились литургии и самые торжественные церемонии. И по сей день здесь, в особых случаях, собирается высшее духовенство.

Заседание Высшего Совета Кардиналов

Весной 1504 года, в результате проседания южной стены часовни, на ее своде образовалась большая открытая трещина, повредившая роспись потолка Сикстинской капеллы. Племянник Сикста IV папа Юлий II, возглавивший папский престол (1503 – 1513), обратился к Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564), чтобы тот смог как-то исправить разрушенную роспись свода. Письмо, направленное мастеру, было своего рода актом примирения в возникших разногласиях с Микеланджело, в результате которых скульптор покинул Рим. Приняв предложение Папы, он приступил к выполнению нового заказа в 1508 году. После четырех лет работы, 31 октября 1512 года новая роспись свода Сикстинской капеллы была обнародована для прихожан. На 512 квадратных метрах потолка художник воспроизвел сцены из Книги Бытия, затрагивающие темы истории человечества в период, предшествующий приходу Иисуса Христа.

Фрагмент свода Сикстинской капеллы, украшенный фресками Микеланджело

 В 1532г., более двадцати лет спустя, от папы Климента VII поступила просьба сделать новую роспись над алтарем часовни, стена за которым покрылась трещинами из-за продолжающейся усадки здания. Микеланджело работал над своей одной из самых знаменитых фресок с 1536 по 1541гг, закончив ее в возрасте 66 лет. Считается, что он выполнил все работы самостоятельно, без помощи других художников и помощников. Картина «Страшный суд», охватывая всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы площадью более 200 квадратных метров, содержит около 390 фигур. Представленная мастером тема росписи раскрывает неизбежную судьбу каждого человека в этом мире, над которым Бог является абсолютным судьей и арбитром.

Фреска Микеланджело «Страшный суд» над алтарем Сикстинской капеллы (1508-1512)

Это интересно!

Фреска стала предметом острого конфликта между Микеланджело и кардиналом Карафом, обвинившим художника в безнравственности из-за обнаженной натуры многих изображенных на ней фигур. Церемониймейстер Папы Бьяджо да Чезена говорил, что «в таком священном месте, как папская капелла не должно быть подобного позора, а эта работа более всего подходит для общественной бани или таверны».

Фрагмент фрески Микеланджело «Страшный суд»

В 1564г, вскоре после смерти Микеланджело, Совет Трента осудил наготу в религиозном искусстве. Было принято решение удалить фрески, воспринимавшиеся как аморальные. Однако этому помешала смерть папы Пия IV в конце 1565г, так как Сикстинскую капеллу необходимо было максимально быстро подготовить для избрания нового понтифика. Гениталии решили закрасить, поручив эту работу художнику Даниэле да Вольтерра, за что он получил уничижительное прозвище «il Braghettone», то есть «художник штанов».

Фрагмент фрески «Страшный суд»

С течением времени копоть свечей и накопившаяся за многие столетия грязь настолько ухудшили состояние фресок, что с 1980 года Сикстинская капелла была полностью закрыта на реставрацию, которая продолжалась до 1994 года. Удаленный слой грязи высветил неожиданно яркие цвета, возродив краски, нанесенные художниками в эпоху Ренессанса.

Фреска «Пророк Даниил» до и после реставрации

Официальное открытие всей восстановленной часовни состоялось 11 декабря 1999 г, став всемирно известным событием в канун Юбилейного года, провозглашенного папой Иоанном Павлом II.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

39rim.ru

Сикстинская капелла

Описание грандиозной фрески Микеланджело Буонарроти.

Сикстинская капелла. Фото.

Потолок Сикстинской капеллы — работа авторства Микеланджело Санти и датируется 1508. На создание шедевра ушло четыре года. Эта работа является краеугольным камнем искусства эпохи высокого Возрождения.

Капелла. Фото.

Капелла является часовней папы Римского, спроектированной Баччо Понтелли и возведенной в Ватикане (1477–1480 годы) в честь Сикста IV (оттуда и название). Часовня является местом проведения конклавов и других ритуалов.

Различные фрагменты потолка являются составными частями крупной схемы украшенной часовни, которая включает в себя и «Страшный суд» (алтарь). Пинтуриккьо, Сандро Боттичелли, Доменико Гирладайо и другие мастера внесли вклад в росписи стен. Вкупе работы иллюстрируют большую часть доктрины католической церкви.

Сотворение Адама

Сотворение Адама

Центральную часть отделки потолка представляют девять сцен из Книги Бытия, самая известная из которых «Сотворение Адама«. Эта работа — одно из самых знаменитых произведений искусства. Такой же культовый статус имеет разве что Мона Лиза ( авторства Леонардо да Винчи). Руки Бога и Адама являются объектом для множества пародий и подражаний. Масштаб работы позволил Микеланджело в полной мере продемонстрировать свое мастерство в написании разнообразных поз и фигур, оказав огромное влияние на культуру и стиль.

Сама работа оказывала влияние и до момента завершения. Рафаэль Санти, в отсутсвие Микеланджело, изучал детали потолка и, возможно, именно ими вдохновлялся при написании фрески «пророк Исайя».

Пророк Исайя. Рафаэль Санти.

Работа над капеллой

Микеланджело, который прежде всего был скульптором, нежели художником, не хотел браться за эту работу, в том числе, в силу занятости в то время, но Папа был не приклонен и художнику пришлось взяться за проект.

Великий потоп. Фрагмент капеллы.

Несмотря на колоссальный масштаб работы, Микеланджело изначально предлагал еще более амбициозный план. В конечном счете потолок капеллы насчитывает около трехсот фигур, работа над которыми длилась четыре года. Считается, что увлеченность автора библейскими сюжетами помогло ему самостоятельно разработать композиции и схемы.

«Развернутая» Сикстинская капелла.

Для того, чтобы добраться к потолку часовни, мастер разработал собственную лесенку, которую возводил не с пола, а выстроил её используя отверстия и выступы на стенах и окнах.

В силу габаритов (41 на 14 метров) и сложной архитектуры, многие фрагменты носят декоративный характер.

Содержание

Основным элементом конструкции являются сцены из Книги Бытия, некоторые их которых поддерживаются четырьмя обнаженными фигурами. По краям двенадцать мужчин и женщин пророчествуют о рождении Христа. На серповидных областях, над каждым из окон часовни, изображены предки Иисуса. Над ними, в треугольных фрагментах, представлены восемь групп фигур, идентифицировать которых не удалось. Четыре угловых изображения показывают драматичные библейские истории.

artrue.ru

Всё о Сикстинской капелле

Перед поездкой в Рим составляю виш-лист. Ватикан в нем — первый и единственный. Остальное по обстоятельствам, куда ноги поведут. Отстояв двухчасовую очередь и расставшись с нешуточной суммой на входе, попадаю в поток китайцев и, влекомая течением человеческих масс, мчусь на поиски Сикстинской капеллы. Каюсь: через все залы я бежала пулей к главному хайлайту, даже не глядя по сторонам (не делайте, как я). Поэтому в идеале нужно закладывать на Ватикан весь день, чтобы заценить каждую роспись на потолке и побывать в Ватиканской Пинакотеке. Но вернемся к нашей главной героине, которой я решила посвятить первую статью итальянского цикла сразу по возвращении в Россию. А для боле общего знакомства с самым маленьким государством в мире лучше обратиться к литературе:

У большинства Сикстинская капелла ассоциируется в первую очередь с Микеланджело, который расписал свод и создал алтарную фреску «Страшный суд». Но первоначально всё было совсем не так: потолок отличался простотой и изображал звездное небо, созданное другим мастером. Однако спустя несколько десятилетий на своде, о ужас, появились трещины. Ватикан привык только к лучшему, поэтому папа Юлий II (племянник Сикста IV — автора идеи создания капеллы) призвал на помощь не абы кого, а самого Микеланджело. Скромняга от природы, художник пытался отказаться от выпавшей на его долю чести. Я, мол, вообще-то скульптор, куда уж мне? Но против Папы не попрешь: не можешь — научим, не хочешь — заставим. И Микеланджело со скрипом взялся за первую в своей жизни фреску.

Микеланджело Буонарроти, Сотворение Адама, потолок Сикстинской капеллы

Сразу развенчу красивый миф: он писал не лежа на спине, а в нормальном вертикальном положении с помощью специально созданных для этой цели строительных лесов. Путаница началась из-за неправильного перевода одной из биографий, где использовалось слово «resupinus» («изогнутый назад»), которые иные умельцы вольно трактовали как «лежащий на спине». Вот так, из-под папской палки, скульптор осваивает новую профессию за 4 года (с 1508 по 1512). Более трех сотен фигур из Ветхого Завета, иллюстрирующие историю от сотворения мира до потопа, написаны без эскизов, слету. Но в процессе значительная часть трудов мастера пропала даром: плесень разрушила львиную долю работы. Пришлось начинать сначала.

Микеланджело Буонарроти, Грехопадение, потолок Сикстинской капеллы

Через четверть века уже другой папа, Павел III, вновь пригласил пожилого художника в Сикстинскую капеллу. Так в 1536–1541 годах появилась алтарная фреска «Страшный суд». Но и на этом точка в работе над капеллой не была поставлена. Микеланджело осмелился изобразить персонажей сцены полностью обнаженными, что вызвало бурю негодования у целомудренной публики контрреформационного толка. Фигуры пришлось приодеть, но этим занимался уже другой художник спустя 24 года.

Микеланджело Буонарроти, Страшный суд

Не только Микеланджело

На самом деле Сикстинская капелла — живой свидетель сразу трех этапов Возрождения. К Чинквеченто (Высокое Возрождение) отнесем Микеланджело, а голосок Сейченто (Позднее Возрождение) прорезался во второй половине XVI веке, когда усилиями Контрреформации стыдливо были прикрыты гениталии нагих персонажей фрески. В те времена многим приверженцам нудистского подхода к живописи досталось на орехи от католической церкви. Позднее последовала череда реставраций, но это уже немного другая история.

Отмотаем еще немного времени назад — и окажемся где-то в Кватроченто (Раннее Возрождение), когда у Микеланджело первые молочные зубы сменялись коренными. Как известно, капелла получила свое имя в честь Папы Сикста IV. Он не стал ограничиваться одним мастером, а пригласил сразу весь свет живописи тех лет: Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Козимо Росселли и их помощников (Пинтуриккио, Пьеро ди Козимо и других). Небольшой батальон художников, вооруженный кистями и красками, справились с задачей за три года (с 1481 по 1483). Если бы не трещины на звездчатом потолке, мы знали бы Сикстинскую капеллу именно по их фрескам. А Микеланджело, возможно, так и остался бы в истории «только» скульптором.

Сандро Ботичелли наказание левитов

Доменико Гирландайо призвание Петра и Андрея 

Пьетро Перуджино вручение ключей

Источник

obiskusstve.com


Смотрите также